13 иностранных мега корпораций, оштрафованных ФАС в 2014-2016. Инфографика

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) тщательно следит за российским рынком и поведением транснациональных корпораций. И некоторые из них нередко вынуждены выплачивать большие штрафы за несоблюдение антимонопольного законодательства.

Иностранные корпорации, оштрафованные ФАС. Инфографика

2014

Так 2014 год запомнился сговором в сфере государственных закупок медоборудования. В итоге компания Siemens выплатила 23,5 млн рублей. А французская сетевая корпорация «Ашан» была замечена в дискриминации поставщиков молочной продукции. За целенаправленное продвижение определенных товаров был назначен штраф в 62 млн рублей.

Помимо этого, в 2014 году было немало «рекламных» разбирательств. Например, с подачи Unilever реклама дезодоранта Nivea от Beiersdorf была признана недостоверной. За некорректное и ложное сравнение с продуктами конкурентов ФАС предписало исправить нарушения и выплатить 100 тысяч рублей.

За недобросовестную рекламу на аналогичную сумму была оштрафована и компания Johnson & Johnson, которая использовала в роликах недостоверную информацию об эпидермисе человека и приписала своей продукции нереализуемые на практике свойства.

Разбирательства ФАС за 2015 год

В 2015 году за непрозрачный расчет закупочных цен на молоко была оштрафована «Данон Россия». ФАС признали, что компания создает дискриминационные условия для поставщиков, поэтому выписали штраф на 162,42 млн рублей.

Также год ознаменовался очередными махинациями и нарушениями в рекламе. Так Philip Morris заплатили 150 тысяч рублей за распространение sms-рассылки абонентам без их согласия на получение информации от компании. А Фэшн Пресс, издающие журналы Cosmopolitan и Esquire, допустили 15 нарушений, размещая рекламу без специальной пометки. За это ФАС назначили штраф в 1,6 млн рублей.

Отдельно стоит отметить нарушения двух крупных корпораций – Google и Toyota. Поисковый гигант распространял запрещенную рекламу абортов, а автопроизводитель выпустил антисоциальный ролик. Компании заплатили штрафы по 100 тыс рублей каждая.

Антимонопольные нарушения в 2016 году под брендом Google

В 2016 году 100 тысяч рублей заплатила компания Проктер энд Гэмбл за недостоверную рекламу порошка Ariel. По такому же штрафу выплатили Samsung и «Евросеть» за нарушение закона «О рекламе» при продвижении смартфона Samsung Galaxy S6 Edge. Также обманом в рекламе, по мнению ФАС, занимались в Burger King, обещая дать бесплатный пирожок.

Но больше всего проблем в 2016 году было у Google. Подразделения Google Inc. и Google Ireland Limited были оштрафованы на 500 тысяч рублей каждая за невыполнение предписания. Помимо этого, ФАС потребовали у поисковика 438 млн рублей за злоупотребления на рынке благодаря доминирующей позиции. Было признано, что пользователям ОС Android навязываются некоторые приложения без возможности изменения.

Корпорация получила штраф в 150 тысяч рублей и за нарушения закона «О рекламе», разместив незаконные баннеры на площадке AdWords на вкладах банка «Рускредит». Расследование о продвижении финансового учреждения без лицензии Банка России началось с жалобы неназванного частного лица.

Проблемы из-за рекламы с Федеральной антимонопольной службой были и у издательства Conde Nast, которое выпускает журналы Glamour, GQ, Vogue и др. За размещение объявлений без специальных пометок, указания возрастной категории контента был выписан штраф на 800 тысяч рублей.

Всего за три года сумма штрафов составила почти 700 млн. рублей, что вряд ли было чувствительно для бизнеса провинившихся корпораций. В лидирующую по суммам четвёрку вошли Гугл, Данон, Джонсон энд Джонсон и Сименс.