Агитация против конкурентов и чёрный пиар на выборах в Верховную Раду

Мы недавно писали о выборах в Раду, а какие же выборы без агитации и политического чёрного пиара? Предлагаем в качестве своеобразного приложения к тому материалу подборку предвыборных агиток с нескольких выборов в Верховную Раду Украины.

 

Мы сознательно не стали брать в качестве иллюстраций обычную партийную агитацию — она большей частью излишне благостна и специфику партий не показывает. Мы же решили проиллюстрировать исследование агитацией против конкретных партий и их кандидатов или чёрным пиаром против них.

 

1

 

1. Агитация против Партии Регионов, получившая огромную популярность и ставшую объектом множества подражаний. Кроме прочего, направлена против стереотипа, что ПР — социально ориентированная партия, отстаивающая интересы пожилых людей и поэтому пользующаяся среди них популярностью.

 

2

 

2. Агитация против Партии Регионов, обыгрывающая представление о ней как о криминально-мафиозной структуре и напоминающая об уголовном прошлом её лидера. Использует реальный слоган ПР.

 

3

 

3. Чёрный пиар, якобы от имени Партии Регионов. Появился задолго до нынешнего вооружённого противостояния, вероятнее всего в 2006-07 гг. Создаёт представление о ПР как о 5-й колонне России, при этом Россия представлена заведомым и неизбежным агрессором, которому 5-я колонна будет необходима.

 

4

 

4. Агитация против Партии Регионов, опять же обыгрывающая её якобы мафиозную сущность.

 

5

 

5. Чёрный пиар, якобы от имени Партии Регионов. Создан для дискредитации ПР в глазах её избирателей, обычно резко негативно относящихся к УПА.

 

6

 

6. Чёрный пиар, якобы от имени Нашей Украины. Обыгрывая стандартный формат её агитации, сообщает о якобы поддержке НУ со стороны одиозного российского олигарха Березовского. Подобная форма чёрного пиар при жизни Березовского активно использовалась на различных выборах в России, что может подсказать происхождение этой агитки: для большинства граждан Украины, в отличие от россиян, Березовский — далёкая и малоинтересная фигура.

 

7

 

7. Агитация против Нашей Украины, именуемой в данном случае «их Украина». Обыгрывает стереотипное представление об НУ как партии, опирающейся на Запад, в меньшей степени ценящей Центральную Украину и презирающей русскоязычный Юго-Восток. Интересно, что, по мнению некоторых наблюдателей, эта широко распространявшаяся агитация во многих случаях сыграла на пользу НУ, способствовав консолидации электората «1-го сорта» вокруг неё.

 

8

 

8. Черный пиар, якобы от имени Нашей Украины. ЦА «обращения к крымским татарам», распространяемого в Крыму — русское большинство Крыма, таким образом якобы из первых рук информируемое о ненависти лидера НУ по отношению к русским, агрессивных русофобских планах НУ и т.д. Стоит отметить, что реальное обращение к крымским татарам, разумеется, было бы переведено на крымскотатарский язык, обращение к ним на русском вызвано именно тем, что реально оно адресовано русскоязычной аудитории.

 

9

 

9. Агитация против Блока Юлии Тимошенко. В основе — реальная агитация БЮТ, на которой Тимошенко держит пригоршню земли с зелёным ростком как символ обновления. В тексте также использован символ БЮТ — красная буква «ю». В целом агитация представляет остроумную пародию на агитацию БЮТ.

 

10

 

10. Агитация против Блока Юлии Тимошенко. Адресована жителям Донбасса, напоминает о якобы существовавших планах БЮТ по закрытию части «нерентабельных» угольных шахт, что привело бы к крайне негативным последствиям для населения Донбасса. В агитации использована партийная символика БЮТ.

 

11

 

11. Чёрный пиар, якобы от имени Блока Юлии Тимошенко. Цель — дискредитировать партию, обвинив не просто в подкупе, но ещё и в подкупе унизительного для избирателей характера, а также, возможно, внести хаос в работу районных отделений БЮТ, якобы распределяющих вещи продукты. Использован реальный слоган БЮТ — «украинский прорыв», многократно обыгранный противниками — «украинский нарыв» и т.д.

 

12

 

12. Агитация против КПУ. Напоминает о преступлениях коммунистической эпохи, давая понять избирателю, что нынешняя КПУ не отличается от КПСС периода репрессий.

 

13

 

13. Чёрный пиар, якобы от имени КПУ. Использован формат агитации компартии — различные изображения, часто связанные с советским периодом, и слоган «Вернём страну народу», однако изображение заменено на напоминающее о других сторонах советско-коммунистической реальности.

 

14

 

14. Чёрный пиар, якобы от имени партии «Гражданская позиция» и её кандидата. Частично используя его реальные высказывания, листовка представляет кандидата (а попутно и партию) как врага любого честно трудящегося избирателя.

 

15

 

15. Чёрный пиар, якобы от имени партии «Сильная Украина». Представляет партию как открыто занимающуюся скупкой голосов избирателей и финансируемую алкогольным предприятием.

 

16

 

16. Это не чёрный пиар, а просто причудливая агитка от молодёжной организации партии «Наша Украина».