Атомный ледокольный флот России – единственный в мире!

Этот факт известен не всем: кроме России атомный ледокольный флот не имеет ни одна страна в мире. История ледоколов имеет начало в 1837 г. — деревянный ледокол «City Ice Boat No. 1» был построен для чистки льда в гавани. С тех пор ледоколы появились в Канаде, США, Финляндии, Швеции, Дании, Японии, Германии, Польше. Но только Россия бороздит Северный Ледовитый океан «мирным атомом», пришедшим на смену дизельной эпохе!
 
Ледокол «Россия»


 

Принцип работы ледокола

 
Ледокол – это самоходное судно для ледокольных операций в условиях замерзающих бассейнов рек, морей и океанов.
 
Ледокол выполняет ряд задач:
 
прокладка канала для других судов;
буксировка крупных околков льда (расчистка);
спасение в условиях ледового плена;
ликвидация ледовых перемычек на маршрутах;
доставка грузов в места не доступные остальным судам;
обеспечение научных, промышленных и военных операций.
 
Конструктивно суда этого типа разделяют на:
 
ледоколы – судно наезжает на лед сверху, продавливает его своим весом и раскалывает лед;
ледорезы – судно разрезает лед носовым подкрепленным форштевнем (от voor – впереди и steven – штевень, стояк) и раздвигает образовавшуюся полынью.
 
Чаще всего ледокол имеет:
 
— бочкообразную форму;
— двойное днище;
— ледовое усиление по ватерлинии (для защиты от истирания об лед);
— ледокольную форму носа (вздернутую вверх для наезда на лед);
— М-образная форма кормы (для буксировки других судов);
— тяжелый вес (как основное условие для проламывания льда сверху);
— дизельную или атомную энергоустановку.
 
Иногда бывает так, что ледокол, «вползая» на лед, сам может застрять в льдинах. В этом случае ему помогает уникальное инженерное решение: за счет слива воды или перелива ее в специальные цистерны на носу, корме и бортах, начинается крен ледокола в разных направлениях. – Таким образом, происходит дополнительное воздействие на лед и освобождение подвижности судна. В моделях речного типа применяется еще метод вибрации.
 
Внутреннее устройство ледокола напоминает космическую станцию, с продуманным бытом, научными и техническими лабораториями. Интереснейшая фотоэкскурсия по отсекам ледокола, а также фото-отчет о путешествии на Северный полюс с борта ледокола «50 лет Побе́ды» (атомный ледокол проекта 10521), ожидает вас здесь:
 
http://sergeydolya.livejournal.com/tag/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%81
 
Ледокол «50 лет Победы» достиг Северного полюса. На льду кругом обозначен Северный полюс.


 

Действующие ледоколы России

 
На данный момент покоряют льды планеты шесть атомных ледоколов России:
 
2 ледокола класса «Таймыр»: «Таймыр» и «Вайгач» (Оснащены одним атомным реактором и малой осадкой. Речные ледоколы.);
 
4 ледокола класса «Арктика»: «Россия», «Ямал», «Советский Союз» и «50 лет Победы» — эта боевая четверка прокладывает северные морские и океанические пути. (Имеют двойной корпус, два атомных реактора, посадочную площадку для вертолетов, ломают лед передним и задним ходом, рассчитаны для бассейна Северного Ледовитого океана).
 
Русские ледоколы (атомные), действующие в настоящее время.


 

Сколько лет живут атомные ледоколы?

 
Срок эксплуатации ледокола – около 20 лет, приблизительно 100000 час. службы.
 
Ледокол работает в условиях повышенного риска: толщина льда в Северном Ледовитом океане достигает до 2,5 м. В таких условиях ледокол совершает до 50 маневро-реверсов в час. Все механизмы, помимо штатного износа, получают мощнейшую вибрационную нагрузку. Для безопасной эксплуатации важно не допустить зазоры, смещения, расцентровку и т.д.
 
Атомный реактор также имеет пограничный срок безопасной работы. То есть переусердствовать, завышая эксплуатационные возможности, нельзя! – Помним, что речь идет о ядерной реакции! За полувековой стаж российского атомного флота не было ни одной аварии с угрозой загрязнения среды атомным реактором, и это  заслуга наших специалистов – профессионалов своего дела.
 
Чтобы продлить срок службы ледокола от 20 до 30 лет нужно понести затраты, равные постройке нового ледокола, поэтому в каждом отдельном случае важен точный расчет затрат. За всю историю мирового атомного ледокольного флота было построено 10 атомных ледоколов, и все они — российские.
 
Атомные ледоколы России, список и сроки эксплуатации:
03
 

Строятся три новых ледокола России!

 
Правительством России было принято решение о строительстве новых ледоколов на смену легендарным судам – «ветеранам», поскольку все они уже выроботали 100000 час. рабочего режима.
 
29 июня 2012 г. прийнято Постановление Правительства Российской Федерации №660.
В 2012-2017 гг. из федерального бюджета выделяются ассигнования на строительство головного универсального атомного ледокола мощностью 60 МВт. Срок его введения в эксплуатацию — 2017 г.
 
Текст постановления здесь: http://www.rg.ru/2012/07/10/ledokol-site-dok.html
 
19 августа 2013 г. принято Постановление Правительства РФ N 715
 
Принято решение выделить в 2014-2020 гг. из федерального бюджета средства на строительство 2 серийных универсальных атомных ледоколов (проект 22220, мощность 60 МВт каждый).
 
Общий объем ассигнований – 86  млрд руб. Текст постановления здесь: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70336644/#ixzz3Dk9AKASD
 
Стоимость Ледоколов:
 
первый 37 млрд. руб., срок выпуска 2017 год;
второй 42 млрд. руб, срок выпуска 2019 год;
третий 44 млрд. руб. срок выпуска 2020 год;
Общая стоимость трех атомных ледоколов = 123 млрд. руб.
 
Таким образом, новые атомные ледоколы будут пущены в плавание:
в 2017, в 2019, в 2020 годах по очереди заменяя действующие.
 
Строительство атомных ледоколов производится на Балтийском заводе г. Санкт-Петербург.

 

Новый атомный ледокол проекта 22220 – северный богатырь!

 
Каков он будет, ледокол нового поколения?
 
Видео о новом ледоколе проекта 22220 https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=nPQ1SBKwPbE
 
● Ледокол ЛК-60 проекта 22220 станет самым большим и мощным в мире.
● Судно сможет преодолевать льды толщиной три метра.
● Предположительное имя – ледокол «Арктика».
● Его длина — более 170 м, ширина — 34 м, высота – 15,2 м.
● Осадка – от 8,5 до 10,5 м, это позволит работать в устье рек и в глубинах океана.
● Принципиально новая двухреакторная энергетическая установка типа «Ритм-200» мощностью 175 МВт, (более безопасная и по габаритам меньше в два раза).
● Перезагрузка активной зоны реактора будет проводиться всего один раз в 7 лет.
● Мощность силовой установки – 81600 л.с.
● Экипаж ледокола – до 70 человек.
● Увеличен срок эксплуатации (до 40 лет).
● Скорость хода составит 22 узла, то есть около 40 км/ч.
● В автономном плавании атомоход сможет находиться шесть месяцев.
 
Проект ледокола типа ЛК-60Я


 
Ледокол. Проект 22220 ЛК-60я


 
Новый ледокол России


 

Северный морской путь набирает силу!

 
Атомный ледокол нужен для работы в самых суровых условиях. Россия неоднократно заявляла о приоритетах в освоении Арктики, и наличие ледокольного арктического флота – явное тому доказательство.
 
Однако в последние годы многие страны начали проявлять оживленный интерес к арктической зоне.
 
Решили заняться этим и страны, которые достаточно далеки от Крайнего Севера, к примеру, Китай, который вынашивает планы по строительству собственных ледоколов.
 
Освоение арктического шельфа. Карта.


 
К тому же Cеверный морской путь имеет ряд преимуществ для торговых операций, как для России, так и для ряда приполярных европейских стран.
 
Трасса северного морского пути


 
Северный морской путь. Карта


 
Без развития атомного ледокольного флота освоение северных широт не возможно. Российские специалисты говорят о необходимости десяти действующих ледоколов.
 
В настоящее время ведется разработка проекта атомного ледокола типа ЛК-110Я. Его главной задачей станет обеспечение круглогодичной навигации Северного морского пути и проведение экспедиций в Арктику. Ожидается, что конструкторская документация будет завершена к 2016 году.
 
Одной из особенностей ледоколов этого типа станет увеличение ледопроходимости до 3,5 м. Разработкой занимаются ОКБМ им. И. И. Африкантова и ЦКБ «Айсберг».
 
Освоение северного морского пути  — великая слава России!
 
Пусть следом за нами искрошатся льдины
И впереди только лед.
Мы мощью и силой железной махины
Протискиваемся вперед.

 
Подволоцкий Андрей
 

Интересные ссылки о ледоколах

 
Обстоятельный доклад о технических возможностях и сроках работы ледоколов. Автор А.Т.Данилов, к.т.н., доцент, ГМА им. адм. С.О. Макарова, Санкт-Петербург http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1947
 
История русских атомных ледоколов в картинках
 
1. http://zzaharr.livejournal.com/11475.html
2. http://www.webpark.ru/comment/7-atomnih-ledokolov-rossii
3. http://zzaharr.livejournal.com/11475.html
 
Ледоколы России. Видео
 
Как ледокол колет лед. Видео и шум раскалывающихся льдин https://www.youtube.com/watch?v=7AL53xcvvoY
Самый большой ледокол в мире «50 лет Победы» https://www.youtube.com/watch?v=Bow2nuhWVAQ .
До Северного полюса 100 миль. Ледокол прорубает путь. Репортаж из капитанской рубки.  https://www.youtube.com/watch?v=1o5f2PgZjyU
 
Фильм «Атомные ледоколы»:
 
ч.1 https://www.youtube.com/watch?v=Y6_BeC_vYIA 4 мин. 29 сек.
ч. 2 https://www.youtube.com/watch?v=homlJSEcE4Q 4 мин. 21 сек.
ч. 3 https://www.youtube.com/watch?v=PczK20KxUgI 4 мин. 21 сек.
ч. 4 https://www.youtube.com/watch?v=Gfaiq_9N4iU 6 мин. 23 сек.
ч. 5 https://www.youtube.com/watch?v=I0qrJMd7eZY 4 мин. 01. Сек.
ч. 6 https://www.youtube.com/watch?v=YFwtFNInYtQ 4 мн. 36 сек.
 
Атомные ледоколы России. Фото