Достижения России в сфере беспилотной авиации в 2015 году

В прошедшем 2015 году российскими авиастроителями представлено 4 новых беспилотника, а также новые технологии в сфере управления беспилотными летательными аппаратами.

БЛА Тахион

БЛА Тахион уже поступил на вооружение российской армии в январе 2016 года. Он применяется войсковой разведкой, весит 25 кг, может взять на борт груз в 5 кг. Продолжительность полета — порядка шести часов, дальность 40 км.

В качестве топлива используется сжатый водород, в качестве окислителя — атмосферный кислород. Тахион может вести разведку и в плохую погоду, даже при порывах ветра до 15 метров в секунду.

bla-tahion

БЛА НЕЛК

Также на водороде летает и детище Объединённой авиастроительной корпорации — БПЛ НЕЛК. Этот аппарат, спроектированный по схеме квадрокоптера, взлетной массой до 12 килограммов может нести полезную нагрузку массой до трех килограммов и летать со скоростью до 50 километров в час. Продолжительность полета этого беспилотника составляет около пяти часов.

Поскольку в качестве топлива используется «сухой» газ, аппарат может работать в условиях низких температур.

bla-nelk

БЛА Чирок

Объединенная приборостроительная корпорация разработала разведывательно-ударный беспилотник на воздушной подушке «Чирок». Этому БЛА требуется взлётная полоса всего 100 метров, также он может взлетать с грунта и заболоченной местности.

Аппарат предназначен для мониторинга земной или водной поверхности, а также перевозки различной целевой нагрузки. «Чирок» может подниматься на высоту в 6 тыс. метров, дальность его полета достигает 2,5 тыс. км, а после доработок беспилотник сможет перевозить бомбы, ракеты и высокоточные снаряды.

Обнаружение «Чирока» радарами затруднено, так как корпус выполнен из легких композитных материалов. Полет беспилотника практически бесшумен из-за тихих поршневых двигателей.

bla-chirok

БЛА Инспектор-01

У этого летательного аппарата тоже стоит водородный электрический двигатель, как и у первых двух описанных моделей, но это новая технология, которая имеет ряд преимуществ:

1. Полет может длиться 40 часов вместо 5-6
2. Источних водорода химический, что устраняет проблему взрывоопасности

Размах крыла самолёта 4,5 метра, и он также может работать в условиях низких температур.

bla-inspektor-1

Квадрокоптер, управляемый силой мысли

Зеленоградская компания Neurobotics создала нейроинтерфейс, позволяющий управлять квадрокоптером с помощью мозговых импульсов, то есть буквально силой мысли.

Вот как проводились испытания:

Испытатель во время управления бла передвигался, и при этом квадрокоптер распознавал как прямые команды — вправо, влево, вверх, вниз, — так и сценарные — например полет к заданной точке. В ходе экспериментов было доказано, что управление аппаратом усилием мысли возможно в фоновом режиме.

sila-mysli

Система управления группой роботов

«Объединенная приборостроительная корпорация» испытывает систему, которая позволит управлять отрядами робототехники, научит машины «думать» и принимать решения самостоятельно.

В группу роботов могут входить летательные и подводные аппараты, наземные машины разного назначения. Они сами преодолевают неожиданно возникшие препятствия, выбирают оптимальный путь движения.

В боевых условиях роботы способны идентифицировать объекты, определять первоочередные цели, исходя из их опасности и возможностей своего вооружения, могут самостоятельно осуществлять целераспределение, занимать выгодные позиции, заменять выведенных из строя роботов, запрашивать у оператора разрешение на поражение и даже поражать цели самостоятельно.

Система, позволяющая сделать беспилотник из любого воздушного судна

Технология, позволяющая переоборудовать воздушное и морское судно в беспилотный комплекс, создана в России компанией «Тайбер».

Немного о принципах функционирования данной системы: под контроль оператора берутся все системы подвижного объекта. На штурвал, руль, закрылки, тормоз, шаг винта и прочее устанавливаются сервоприводы с обратной связью, однако пилот может в случае нештатной ситуации резким движением разорвать механическую связь между сервоприводом автопилота и органами управления самолетом.

В материале использована информация и изображения ТАСС.