Опасности религиозной жизни в Донецке

Статья примерно на 95% является сокращённым переводом материала Deutsche Welle, фотографии оттуда же.

pray-for-peace

Культурно и исторически, Донецк — это дом для многих национальностей и религий, последние недели — это время испытаний для последователей многих религиозных течений, которые пытаются придерживаться своей веры и выжить в условиях насилия, нападений и похищений нынешнего конфликта.

«Страх отвращает людей от участия в религиозных церемониях и заставляет их покидать регион»,- говорит отец Василь, Греко-Католический священник.

«Люди боятся как анти-террористических актов, так и действий батальона Восток. Примерно треть прихожан Греко-Католической церкви покинули город»,- говорит Василь.

Несмотря на сокращение паствы, 54-летний Василь оказывает духовную поддержку внутренне опустошённым людям. Он говорит, что люди собираются, чтобы помолиться о мире, но эти собрания превращаются в обсуждение новостей. Они молятся за тех, кто попал в плен и за раненых.

Политические моления

Другие церковные лидеры в Украине заняли политические позиции, которые выходят за рамки молитв за раненых и пропавших без вести. Глава Украинской Православной Церкви, патриарх Филарет (Денисенко), осуждает присоединение Россией Крыма и критикует «российских провокаторов», которые разжигают гражданский конфликт на юго-востоке Украины.

Один баптист пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦМП) также играет в Восточной Украине явную политическую роль.

«Самое болезненное — это то, что УПЦМП пытается притеснять другие церкви в Украине»,- сказал он.

Анонимный баптист сказал также, что УПЦМП не уважает баптисткую церковь, считает её ничтожным, младшим братом».

«Разделяй и властвуй — вот модель поведения УПЦМП в Украине», — говорит он, — «меня больше всего расстроило, когда один из православных  священников сказал, что дни остальных церквей в Украине сочтены».

Волна молчания

УПЦМП в Донецке отказалась дать комментарии по этим заявлениям.

Другой баптистский священник 67-летний Владимир сообщил, что не получал никаких политических инструкций от руководства своей церкви. Его киевские руководители не сказали ему эвакуироваться из Донецка, а просто «верить в Бога». Владимир является также членом межконфессионального Церковного Совета.

По словам Владимира в Церковный Совет входят лидеры протестантов, украинских православных, романо-католиков, греко-католиков и мусульман. Совет собирается регулярно раз в месяц. Последняя межконфессиональная молитва была на берегу реки. Но тент, в котором происходили эти встречи был атакован несколько раз. Нападающие выбросили тент в реку. После таких событий число молящихся сократилось с 50-200 до 30-40 человек на таких собраниях.

Религиозные лидеры пытаются усиливать межконфессиональное объединение, чтобы преодолеть страх верующих.

Побитые

Член пятидесятнической ассоциации Всемирное Братство Ассамблей Бога 38-летний Владимир, сказал, что большинство его руководителей в Киеве охвачены паникой большей, чем они здесь в Донецке.

pray-for-peace-2

«Они говорят мне бежать отсюда»,- заявил он. «Лишь немногие говорят «будь сильным в своей вере и стой крепко».

Возможно похищение польского священника на прошлой неделе делает людей такими осторожными. Владимир сказал, что не получил гарантий безопасности от Донецкой Народной республики. Более того — он был избит её представителями.

«Они пришли и бросили молельный тент в реку. Они не сказали кто они, но на них была униформа, георгиевские ленточки и эмблемы ДНР. Они позировали и снимали на телефоны разрушение тента. Группа состояла из 10 человек, двое из них были вооружены и держали нас на прицеле, чтобы мы не убежали».

«Они объяснили, что выбросили тент в реку, потому что это проукраинское собрание, потому что мы «молились за Украину».

«На наших первых собраниях мы использовали украинский флаг, потом мы его убрали, но на тенте оставалась карта Украины со словами: «На этом месте мы молимся за мир и единство в Украине».

Позже Владимир был жестоко избит.

Мольба о милосердии

«Я пошел в региональное административное здание, потому что там был человек, с которым я был в контакте, чтобы договориться о том, чтобы тент оставить хотя бы без флагов и карт. Однако этого человека не было в тот день в здании. Но меня узнал бывший прихожанин, который оказался пророссийским активистом. Он начал кричать на меня, а когда к нему присоединились его товарищи, они начали избивать меня: стегать, пинать, бить битами.»

bitten

Владимира оттащили на второй этаж, он провёл более 4-х часов в здании. У него забрали деньги и автомобиль, потом другой бывший прихожанин, узнавший его, также активист ДНР, вывел его из здания и отвёз в больницу.

«После этого мы продолжаем наши молитвенные собрания каждый день, и новый тент будет установлен на следующей неделе. Надеюсь руководители страны договорятся, если же нет, Донецк может стать вторым Грозным»,- резюмирует Владимир.

Не лучшим образом обстоит ситуация в Римско-Католической церкви в Донецке. Епископ Мариан Бужек недавно заявил, что люди боятся посещать мессы в Донецке и Луганске, после того как обе области объявили о независимости после референдума 11 мая.

Похищение польского священника отца Витека, который недавно был выпущен на свободу, определённо добавило страхов среди населения.

По информации Бужека, большинство приходов функционируют нормально, исключая Славянск, который блокировала украинская армия, и кроме часовни в Краматорске, обстрелянную ополченцами из пулемёта. А также церковь Св. Иосифа в Донецке закрылась, потому что туда не приходят ни священник, ни прихожане.

Откуда дует ветер

Протестантка Светлана так понимает причину напряжённости и неспокойствия в Донецке, касаемых религии:

«Вы можете назвать себя христианином, но это не будет означать, что вы христианин. В Донецке существует  Русская Православная Армия, она рекрутирует донецкую молодёжь для борьбы за «православную землю», что автоматически означает, что любая другая вера, любая другая конфессия будет запрещена и изгнана.

Неясно, существуют ли прямые указания Московского Патриархата на подобную деятельность (при этом известны факты прямой поддержки ополченцев православными священниками), но Светлана считает, что даже молчаливая поддержка не делает спокойнее гражданскую атмосферу в Донецке.

«Я знаю, что в таких городах как Луганск православные верующие могут брать иконы и шествовать перед вооружёнными про-российскими ополченцами, что показать, что верующие поддерживают их»,- Светлана, как многие религиозные люди на Юго-Востоке Украины считает, что использование религии в политике вредит вере самой по себе. Но кроме того такое положение вещей может опять вернуть времена, когда отношение человека к той или иной конфессии может грозить ему проблемами с гражданскими властями.