План города Имола 1502 года, созданный Леонардо Да Винчи

Карта, созданная Леонардо Да Винчи

Пожалуй, самым распространенным типом карты города в наши дни является подобие Google Maps: плоский вид города сверху, где все здания как бы имеют одинаковую высоту и как будто не существует неровностей ландшафта и нет искривления, которое даёт шарообразность нашей планеты. Это нереальное представление, однако, помогает не местному ориентироваться в городе. В эпоху GPS и аэрофотосъемки, создать такой точный план не так уж сложно. Но одна такая карта, созданная известным эрудитом эпохи Возрождения, опередила самолеты и спутники на века.

Кто сделал эту карту?

Картограф, о котором идёт речь — Леонардо да Винчи (как будто бы нам нужна была еще одна причина, чтобы боготворить его). Он сделал эту карту итальянского города Имола в конце своей жизни — уже после создания Витрувианского человека, но ещё до его самого известного шедевра, Мона Лиза.

В 1502 году, да Винчи оказался под покровительством Чезаре Борджиа, военачальника и государственного деятеля, чья жажда власти послужила вдохновением для «Государя» Макиавелли. Войска Борджиа уже овладели городом Имола в 1499 году, но римский завоеватель, вероятно, не имел достаточно хорошего представления о географии города, которым он теперь управлял, и Да Винчи сделал карту Имолы, чтобы помочь Борджиа освоиться.

Чем важна эта карта?

Карта, сделанная Да Винчи, была бы интересна, даже если бы он не применил при её создании свою легендарную гениальность. Но он применил её блестяще. Кроме того, что карта получилась красивой, с её нежными цветами, она обладает такой технической точностью, какой никто не мог добиться в то время.

Большинство карт эпохи Ренессанса известны своим причудливым включением драконов, замков и волнистых склонов гор, и большинство из них показывает высоту зданий, или использует примитивную перспективу. Да Винчи же стремился более точно фиксировать пространственные соотношения между городскими объектами, и для этого разработал новые технологии. Чтобы сделать эту карту Имолы, он, возможно, использовал специальный одометр и компас (Леонардо всю жизнь был очарован картами и оптикой). С точными измерительными приборами в руках, он рисовал каждую «улицу, кусок земли, церковь, колоннаду, ворота и площади, весь город, охваченный рвом,» пишет историк Ренессанса Пол Стратерн.

Да Винчи центрировал карту внутри окружности с помощью четырёх линий, представляющих стороны света. И он показал город, как если бы смотрел с бесконечного числа точек над ним, возможно, вдохновленный своим изучением птичьего полета. Это самая ранняя такая карта, которая сохранилась.

Но настолько ли точна эта карта?

Нет, не на 100 процентов. Леонардо был ярым приверженцем эстетики. На основе сравнения с его же более ранними эскизами карты да Винчи и фактическими деталями города, ученые говорят, что он иногда ставил красоту над точностью в этом плане Имолы. Но, поступая так, он тоже был впереди своего времени. «Даже когда точность стала главным критерием оценки карт, даже тогда картографы манипулировали своими творениями, чтобы соответствовать эстетическим принципам,» пишет другой историк — Женевьева Карлтон. И такой подход до сих пор в тренде: даже Google Maps, в конце концов, не так идеальны, когда дело доходит до масштабирования…

Источник: citylab.com