Подборка агитационных карт Первой Мировой войны

 Немецкая пропагандистская карта 1915 года, на которой  Британия изображается как паук, плетущий паутину вокруг Европы. (Фото: предоставлено Barron Maps)

Пока солдаты Первой Мировой Войны воевали на различных фронтах по всей Европе, художники и правительственные департаменты в тылу вели собственные пропагандистские бои через плакаты, открытки, патриотические сувениры.

Принадлежащая торговцу антикварными картами Робу Бэррону коллекция пропагандистских карт времён Первой Мировой Войны предоставляет интересный взгляд на ряд убедительных образов, созданных как союзными силами, так и  и центральными сторонами во время войны. Ниже приведены некоторые основные моменты из его коллекции.

Британский флот  на этой карте принимает символическую форму бульдога Северного моря  1914-1915 гг. (Фото: предоставлено Barron Maps)

Британская пропагандистская открытка выше показывает корабли британского флота, составляющие фигуру жесткого и настороженного британского бульдога  Взгляд собаки устремлён  на немецкий порт Киль, главную военно-морскую базу во время Первой Мировой Войны.

Сувенирная карта времен Первой Мировой Войны,  напечатанная на носовом платке, с отправляющимся на войну «Томми», машущим на прощание четырём нациям. (Фото: предоставлено Barron Maps).

В добавление к печати на плакатах и открытках,  пропагандистские карты производились также как шарфы и платки.  На платке на вышеприведённой иллюстрации изображен британский солдат, или “Томми», покидающий дом, чтобы воевать на фронте в Северной Франции. На рисунке одна из женщин от души машущих ему на прощание, вяжет носки  для солдат — патриотическое занятие, заслужившее уважение в тылу.

 

Немецкий пропагандистский плакат 1918 года, озаглавленный «Свобода морей». (Фото: предоставлено Barron Maps)

Немецкий плакат выше, созданный в 1918 году, изображает Британию в виде злого осьминога, чьи щупальца распростерлись по всему миру. (Это своего рода мутант-осьминог, учитывая его 27 щупальцев, однако не существует устоявшейся терминологии для головоногих,  существующих лишь в умах художников немецких агитплакатов).

В 1877 году британский художник-картограф Фред У. Роуз стал первым человеком, использовавшим осьминога для изображения грозной нации. Роуз выпустил свою трагикомическую военную карту, на которой запечатлена Россия в виде огромного разбухшего серого осьминога, готового захватить своими щупальцами соседние нации. С тех пор, осьминоги регулярно появлялись в сатирических и пропагандистских картах,  — во времена Мировых войн, Холодной войны и даже, говорит Баррон, “современной России при Путине.”

Сатирическая открытка 1914 г., на которой Западная Европа приняла форму Кайзера верхом на «лошади мечты» (Фото: предоставлено Barron Maps)

На этой французской открытке, выпущенной около 1914 г., государства Западной Европы изображены в виде германского кайзера верхом на измождённой лошади и размахивающего Британскими островами, как флагом. Россия, между тем, показана, как истекающий слюной медведь, возбуждённый при виде хвоста лошади кайзера.

Плакат  1917-1918 гг., показывающий ущерб, нанесенный кораблям союзников немецкими подводными лодками (Фото: предоставлено Barron Maps)

Команда немецкого Императорского Адмиралтейства создала эту, серьёзную и без излишеств, карту, чтобы донести до общественности  масштабы наступления подвтодных лодок против Союзников в 1917 году.  В качестве дополнительной подколки в адрес «Томми», Германия включила цитату из Уинстона Черчилля в левом нижнем углу, в которой тогдашний британский Первый Лорд Адмиралейства упоминает о вынужденном сокращении национального производства боеприпасов из-за потерь торгового судоходства.

Набор из шести сатирических карт-открыток  1914 г. (Фото: предоставлено Barron Maps)

Этот набор из шести открыток, произведенных в Великобритании, изображает французского лидера Маршала Жоффра и немецкого Кайзера с лапшеобразными туловищами, пререкающимися из-за переноса линии фронта в 1914 году.

(Фото: предоставлено Barron Maps)

Созданная французским художником Э. Мюллером, эта сатирическая карта  1914 г. представляет версии Европы, в которой преобладают лица её политических лидеров.

Юмористическая и зооморфная карта Европы 1914-1916 гг,  португальского художника А. Соареса. (Фото: Предоставлено Barron Maps)

Португальский художник А. Соарес создал эту карту Европы, которая была напечатана примерно в 1916. Баррон описывает её` как “один из самых странных и любопытных” примеров зооморфных сатирических карт Первой Мировой войны из-за конкретных изображённых животных — они не отражают обычные национальные стереотипы. Кенгуру, представляющий Сербию и турецкий  крокодил вызывают особенное недоумение.

Информация с сайта atlasobscura.com