Раскрыты тайны Китайской Карты Селдена, старинной торговой карты Азии 17-го века

Китайская карта Селдена

Большая картинка

Происхождение и секреты «Селденской карты Китая» 17-го века — старейшей из сохранившихся в мире торговых карт — были раскрыты учёными, использовавшими новейшие технологии визуализации.

Исследование, проведённое Трентским Университетом Ноттингема (Nottingham Trent University (NTU)) в кооперации с научным подразделением Музея Виктории и Альберта, впервые смогло установить всё от материалов и техники изготовления старинной карты до ошибок и перерисовок, сделанных картографом.

Учёные, пишущие в журнале Научное Наследие (Heritage Science), даже предлагают новое место создания карты, базируясь на найденных ими фактах.

Считалось, что карта размером 1,6 м на 1 м, изображающая древние морские торговые пути в Азии, была изготовлена между 1607 и 1619 годами и нарисова акварелью и чернилами на китайской бумаге. Это уникальный пример китайской торговой картографии, показывающий сеть корабельных маршрутов со сторонами света, начинается из порта Цюаньчжоу, провинции Фуцзянь и ведёт к Японии и Индии.

Очень мало известно о происхождении этой старинной карты в китайском стиле, которая попала в библиотеку имени Бодлея в Оксфорде в 1659 году, вместе с остальными артефактами из коллекции известного лондонского юриста Джона Селдена. В этой библиотеке она и оставалась до своего повторного открытия в 2008 году. Селден утверждал, что это была карта Китая, точно сделанная там и привезённая английским военноначальником.

Карта была обследована на месте с помощью удалённой мультиспектральной системы визуализации, разработанной в NTU. Система позволила учёным рассмотреть области карты в разных световых диапазонах, открыв сочетание и структуру использованных материалов, также как и скрытые детали, невидимые невооруженному глазу.

Исследователи определили, что скрепляющим средством, использованном для карты является гуммиарабик — смола акации, обычно используемая европейцами или жителями Юго-Западной Азии, но не клей животного происхождения, который почти всегда использовался в китайской живописи в то время.

Исследование использованной краски показало смесь индиго и аурипигмента (желтый минерал, смешивали с индиго для создания зелёного цвета), что тоже очень нехарактерно для китайской живописи того времени.

Также и обнаружение хлорида меди в зелёных областях карты навело на мысль о влиянии Юго-Западной Азии, где он часто использовался в манускриптах. Эта зелёная краска не была обычно использована в бумажных картинах из Китая.

Вывод, который сделали исследователи: краски и клей, использованные при создании старинной карты, характерны для персидской или индо-персидской традиции и исламского мира скорее, чем европейской или китайской.

Детальное исследование также выявило примеры, где картограф вносил изменения, некоторые стилистические, некоторые непреднамеренные и некоторые, основанные на знании картографом определённых областей карты. Учёные смогли установить, что морские пути были нарисованы до того как на полотно легла суша.

Исследователи верят, что картограф сначала не планировал рисовать полную карту, вот почему ему пришлось перерисовывать некоторые пути много раз и почему они выходят за пределы пространства южных и западных точек карты, заставляя торговые пути отклоняться от сторон света. Два торговых пути были нарисованы без согласования с направлениями, указываемыми компасом, что доказывает, что карта была не закончена.

Принимая во внимание эти факты, учёные предложили альтернативное место происхождения старинной карты: Область Ачех, северо-западная оконечность Суматры, которая является берегом Индийского океана. Ачех — самый западный порт в Юго-Восточной Азии, отмеченный на карте и имеющий самую долгую историю присутствия ислама в регионе, также как и самую долгую историю контактов с Китаем.

Это также один из 6 портов на карте, отмеченный красным кружком, что, возможно указывает на главную торговую сеть владельца карты.

Любой английский корабль, возвращающийся обратно в Европу из Юго-Восточной Азии должен был пройти через Ачех и таким образом давал им шанс получить карту.

Это исследование иллюстрирует важность принципа «не суди о книге по обложке», — говорит профессор Хайда Лианг из Трендского Университета.

«Казавшаяся китайской карта оказалась материальным подтверждением смешения культур. Стилистически — это китайская живопись, на которой отражены некоторые китайские и не китайские картографические элементы, однако материалы входящие в состав карты и их использование больше похоже на персидские и индо-персидские манускрипты.»- прибавляет она.

«Благодаря своему местонахождению, Ачех часто посещался индийскими, арабскими,китайскими и европейскими купцами. Мы думаем, что карта была изготовлена жителем Фиджи, возможно, мусульманином.»

«Это глобализация раннего 17 века. Фокусируясь на обнаруженных материальных свидетельствах, используя научный анализ и историю искусств, мы пришли к новому заключению о происхождении карты Селдена. Эта работа показывает особую важность междисциплинарных исследований и новых открытий, приносимых ими.»

Обсудить статью в соцсетях:

vk.com / ok.ru / facebook.com / twitter.com