ТРАНССИБ И БАМ – РУССКАЯ ДОРОГА В ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЕКО

В последние годы по нарастающей звучит вопрос о реконструкции Транссиба и продолжении стоительства БАМа. Резонный вопрос: почему давно забытый проект БАМ получает «второе дыхание»? По какой причине празднование 40 летия БАМа повлекло создание мощных государственных программ? Разберёмся. Начнем с истории.
 
Великий край чистых озер, полноводных рек, монолитных гор, густых лесов и необъятных равнин – Дальний Восток и Север России, издавна притягивают взоры путешественников, купцов, ученых и других исследователей и покорителей. Но во все времена у России не хватало то ли средств, то ли хозяйской жилки для полноценного освоения и развития этого региона. И главной проблемой России, как вы понимаете, были русские дороги.
 

 

Великий Сибирский путь. Строительство Транссиба

 
С появлением железнодорожного транспорта, еще в XIX веке, умные государственные мужи, поглядывая на карту империи, разрабатывали дерзкие проекты – связать единой дорогой восток и запад России.
 
Во всеподданнейшем адресе Сибирского купечества в 1868 г. взывалось: “Одни мы, Государь, сибирские Твои дети, далеки oт Тебя, если не сердцем, то пространством. Большие мы от того терпим нужды. Богатства пашен почвы лежат без пользы для престола Твоего и нас. Даруй нам железную дорогу, приблизь нас к Себе, отчужденных oт Тебя. Повели, чтоб Сибирь внедрилась воедино во едином государстве”.
 
«Как без посещения Мекки нельзя быть настоящим мусульманином, так, не проехав из столицы до Дальнего Востока, нельзя будет называться подлинным русским…» Это отрывок из докладной записки, на имя Александра III от министра путей сообщения, графа Сергея Витте — главного вдохновителя строительства Великого Сибирского пути.
 
Противников строительства великой магистрали было множество: пугали гнилые болота, дремучая тайга, беспощадные морозы и т.д. Сторонников железного пути, связующего Россию, объявляли психически не здоровыми людьми.
 
Но идея пробилась в жизнь: в 1890 г. Александр III утвердил Положение Комитета министров о строительстве сплошной линии Сибирской железной дороги от Златоуста до Миасса (Челябинская обл.).
 
Подробнее об истории Транссиба читайте по ссылкам:
 
http://knu.znate.ru/docs/index-503823.html
http://www.transsib.ru/Article/article-engin01.htm
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=471
 
Великий Восточно-сибирский путь


 

Реккорды Транссиба

 
Самая протяженная железная дорога на планете — 9288,2 км
 
Вдоль магистрали – 87 городов, из них 5 городов свыше 1 млн чел: Москва, Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск.
 
Транссиб пересекает 16 крупных рек: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор, Уссури. Из них Амур — наиболее широкая (около 2 км).
 
На протяжении 207 км Транссибирская магистраль проходит вдоль озера Байкал.
 
В самых суровых по климату местах наиболее низкие зимние температуры достигают -62С.
 
Крутые спуски: за 30 км железная дорога спускается вниз более чем на 400 метров.
 
Самый длинный мост на Транссибе был построен в 1913 — 1916 гг через реку Амур длиной 2568 м и включал 18 пролетов по 127 метров с 200-метровой левобережной эстакадой.
 
Самый длинный тоннель — под Амуром, параллельно Амурскому мосту (длина 7198 м.), построен был по стратегическим соображениям в 1937-1942 гг.
 
Абсолютным рекордсменом в искусственной насыпи стал Балайский косогор примерно в 100 км восточнее Красноярска, высота искусственной насыпи 34 м.
 
По темпам строительства Великий Сибирский Путь (а ныне Транссиб) поражал воображение современников: за 13 с половиной лет (с марта 1891 по сентябрь 1904 года) был проложен непрерывный рельсовый путь около 9100 верст, или немногим менее 10000 километров, по 740 километров в год. Через крупные реки, неосвоенные места, перевалы и участки с вечной мерзлотой и тяжелым профилем — это высокая цифра даже для современного строительства.
 
Цена постройки Транссиба для России составила в 1891 — 1913 гг. почти полтора миллиарда рублей.
 
Потрясающая, разнообразная информация о Транссибе собрана здесь: http://www.transsib.ru/index.htm
 

 

Начало строительства БАМа

 
Гром не грянет – мужик не перекрестится. – Эта пословица полным образом характеризует строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). И грянул гром, и неоднократно: Россия (позже СССР) периодически была под угрозой войны с Японией и Китаем (чему с удивительным постоянством «помогали» европейские страны).
 
Транссиб проходит практически по южной границе, и в связи с возможной военной агрессией  мог выйти из-под контроля России. Кроме военной была еще одна причина для начала строительства Байкало-Амурской магистрали, проходящей на 400 км севернее Транссиба, – районы Дальнего Востока и Севера нужно было осваивать, разрабатывать, населять и продолжать защищать.
 
БАМ. Железная дорога огибает озеро Байкал с севера.
 

 

Сталинский БАМлаг. Лагерная железная дорога

 
В 1932 г. Совнарком принял постановление «О строительстве Байкало-Амурской магистрали». Строительство планировалось завершить через 3 года. Стройка была объявлена всесоюзной, и по всей стране разъехались агитаторы и вербовщики.  Из запланированных 25-30 тыс. реально работало 2,5 тыс. работников.
 
Нужно ли говорить о лютых условиях: -40 -60 градусов мороза! Вечная мерзлота, ветры, болота, каменоломни, глубокие реки и ручной труд, — и всё это при не обеспеченном быте времянок, с отсутствием столовых, с плохо организованным подвозом продуктов, стройматериалов, оборудования… Строители практически разбежались. Программа была сорвана.
 
Бывший заключенный Соловецкого лагеря, в прошлом миллионер, а ныне один из руководителей ГУЛАГа  Нафталий Френкель обратился к Сталину с предложением об участии в строительстве заключенных. В октябре 1932 г. стройку передали из ведения НКПС в ОГПУ. В результате был организован Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь (Бамлаг), точнее – сеть лагерей. Вдоль всего БАМа были выстроены бараки с вышками, заборами и колючей проволокой.  Основную часть работавших составляли «политзаключенные», раскулаченные крестьяне и интеллигенция. Работы велись летом с 8-00 час. до 12-00 час ночи. Зимой с 9-00 час. до 21-00 час. Люди не выдерживали. Их складывали у бараков, потом закапывали в групповых безымянных могилах…
 

 
Стройка БАМа продолжалась и в начале Великой Отечественной войны, но в 1943 г. многие железнодорожные пути были разобраны и высланы в г. Сталинград для противотанковых укреплений.
 

Брежневский БАМ. Комсомольская стройка

 
Осенью 1972 г. начался новый виток работ на БАМе.  Но особым этапом стал 1974 г., когда на XVII съезде комсомола БАМ был объявлен всесоюзной ударной стройкой. Первые 600 человек комсомольцев — добровольцев поехали с романтикой, торжественными проводами и праздником.
 
Тяжелого труда и жесточайших условий жизни никто не отменял, но при этом зарплата превосходила в 3-5 раз по сравнению с обычными ставками в цивилизованных условиях, плюс моральное ощущение участия в великом, нужном и важном для страны деле.
 
Это настроение поддерживалось в песнях, стихах, плакатах, призывах. БАМ стал мечтой, дерзким испытанием, возможностью заработка, самореализации. На БАМ ехали после срочной службы, на БАМ писали школьники, мечтая после школы влиться в ряды отважных строителей. На БАМ ехали музыканты, учителя, медики, — там, переодевшись в сапоги и валенки, становились героями.
 

 
Рельсы упрямо режут тайгу,
дерзко и прямо в зной и пургу,
Веселей, ребята, выпало нам
строить путь железный, а короче — БАМ.

 
За 15 лет строительства, по зову сердца, воодушевились, закалились интернационализмом и настоящим патриотизмом более 2 млн. человек! Список национальностей нет смысла перечислять – на БАМе  была вся страна, из всех точек Советского Союза.
 
Молодежь работала, влюблялась, рождались дети, строились детские сады и школы, поселки расширялись в города.
 
Высочайшему энтузиазму не мешали дикие морозы, неприступные горы, плавуны, москиты, снег в 2-3 метра, неподдающийся металлу грунт, из-за чего БАМ кострил по всему маршруту, и масса других сложностей быта. Дальний Восток набирал силу. БАМ стал местом новых технологий по строительству мостов и тоннелей в вечной мерзлоте.  Ощутимый вклад в строительство БАМа внесли Железнодорожные войска. Ходят разговоры, что, местами, работали заключенные, но официальной информации об этом нет.
 

Реккорды БАМа:

 
обработано 570 млн. тонн грунта;
проложено 3105 км рельсов;
уложено 95 млн. шпал;
построено 2230 больших и малых мостов;
пересечено 11 крупных рек;
преодолено 7 горных хребтов;
пробито 8 тоннелей;
стоимость стройки 17,7 млрд руб.
 
Медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» с 1976 по 1990 год награждено 88 610 человек. Эти люди ехали на время, а остались навсегда. Бамовцы встречаются друг с другом, как фронтовики. Для них бамовец – это Человек особого качества, ведь, там «гнилые» не выживали. По словам жителей БАМа на дверях домов не было замков, друг друга в беде не бросали, вместе строили дома, плечо к плечу. Эти люди, живут вдоль БАМа и сейчас.
 

 
Но когда оркестр громом брызнет,
Я пойму, что в ливнях и пыли
Лучшую дорогу нашей жизни

Мы с тобою полностью прошли.
 

Путинский БАМ. Русская дорога в будущее!

 
В 80-ых годах, с началом перестройки в СССР, финансирование БАМа стало постепенно сокращаться и стройка остановилась. Основную стратегическую задачу БАМ выполнил, но дорога стала убыточной.  «БАМ  — дорога в никуда», — такой слоган звучал последние 20 лет. Мало того, прекратилась поддержка инфраструктуры в бамовских регионах.
 
Это – настоящая трагедия, потому что временное жилье в суровых условиях уже пережило свои допустимые сроки – 25 лет. Рабочих мест нет. Заработки стали случайными и вахтовыми. Люди остались практически брошенными.
 
Сеть железных дорог в северной и восточной частях страны остаётся скудной. Со многими регионами до сих пор нет железнодорожного сообщения, что для такой протяжённой страны, как Россия, является стратегическим тормозом и угрозой для экономической безопасности.
 
Дальний Восток и Север по-прежнему ждут государственной хозяйской руки.
 

Какие планы у правительства России?

 
В 2008 г. Правительство РФ утвердило Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, в которой описан комплекс мероприятий по строительству и модернизации железных дорог. Общий проект оценивается в 562 млрд рублей.
 
Ссылка на документ: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&id=3997#5455
 
Программа разбита на два этапа: 2008—2015 (1-й этап) и 2016—2030 (2-й этап) и содержит два сценария развития: минимальный (ориентированный на ресурсно-сырьевое развитие России) и максимальный (инновационное развитие). Стратегия, в частности, предусматривает строительство 5,1 тыс. км дорог на 1-м этапе и от 10,8 до 15,5 тыс. км (в зависимости от сценария) — на втором этапе.
 
В случае реализации Стратегии общая протяжённость железных дорог России достигнет к 2030 величины от 102,9 (+18 %) до 107,6 (+24 %) тыс. км.
 
Началось строительство второго пути по всему участку БАМа. Количество поездов увеличится.
 
К концу 2014 планируются первые грузовые перевозки до г. Якутска, а в 2015 г. — новый поток пассажирских поездов с использованием нового БАМа.
 
В целом, комплекс БАМ призван решать пять важных задач общегосударственного масштаба, которые грандиозны и в то же время ясны и понятны:
 
открыть доступ к природным ресурсам огромного региона;
обеспечить транзитные перевозки по кратчайшему расстоянию (сократить перепробег грузов в среднем на 500 км);
создать кратчайший межконтинентальный железнодорожный маршрут Восток-Запад, проходящий на протяжении 10 000 км по российским железным дорогам;
обеспечить движение в случаях форс-мажорных ситуациях на Транссибе;
стать опорным стержнем хозяйственного освоения обширной территории (около 1500000 кв. км), богатой запасам ценного минерального сырья, топливно-энергетическими, лесными ресурсами.
 

 

 

40 лет строительству БАМ. Укладка «Серебрянного звена» БАМ 2

 
8 июля 2014 г. Россия отмечала дату: 40 лет строительству БАМа. В этот день состоялся телемост президента России, Владимира Путина, с бамовцами нескольких регионов и с жителями столицы БАМа, городом Тындой.
 
Видео телемоста здесь: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=gIBqVFJPoQg
 
Ветераны БАМа говорили с президентом о насущных рабочих вопросах и на тему замены ветхого жилья. По команде президента состоялась укладка сиволического «Серебряного Звена», тем самым дан страт строительству БАМ 2.
 
На сегодняшний день уже ведутся работы на 384 новых объектах БАМ 2 и на 200 объектах модернизации Транссиба и БАМа.
 
2 стройотряда студентов подхватили эстафету прошлых лет.
 
К 2017 планируется увеличить пропукскную способность Транссиба и БАМа в два раза с 16 до 32 пар поездов в сутки; реконструировать более 500 км вторых путей, 85 мостов, 90 станций; построить новый Байкальский тоннель.
 
С января 2012 г начались работы по Строительству нового микрорайона «Таежный». В результате пущено в эксплуатацию 19 инженерно-технических объектов, 20 многоквартиных домов.
 
Ключи от новых квартир получили 574 семьи бамовцев. До конца года будет сдано еще 19 многоквартирных домов, куда переедут 574 семьи.
 
В 2015 г будет построено 29 домов для 869 семей.
 
Владимир Путин сказал о выделении 150 млрд. рублей на дальнейшее развитие инфраструктуры и пообщал в дальнейшем продолжать финансирование.
 

 

Тайна таёжного края или Хозяйка Медной горы отдыхает

 
И напоследок, давайте выясним, что же это за земля такая – Дальний Восток и Север, за который Россия «держит бой» в самых тяжелых природных условиях уже более 100 лет.
 
Однажды на строительстве БАМа, сооружая насыпь, рабочие решили взять землю из незапланированного карьера по-близости. Когда в конце смены приехал начальник, он взял с насыпи диковинный камень и в изумлении спросил у рабочих, где они брали землю? Оказалось, что в руках он держал природный Александрит.
 
Александрит тверже изумруда, это разновидность хризоберилла, меняющего цвет от зеленого до красного при смене освещения. Назван камень в честь русского царя Александра II. Описан минерал впервые в 1842 г. Александриты сразу получили признание элиты! В связи с необычайной редкостью и дороговизной колье, серьги с александритом носили лишь придворные дамы да жёны иностранных дипломатов. Стоимость александрита варьируется от 5000 до 37 000 $ за карат.
 
Александрит


 
В конце 80 годов министерство геологии СССР назвало стоимость месторождений полезных ископаемых по 50 видам минерального сырья уже разведанных и переданных на баланс правительства.
 
Вот эта сумма: 30 триллионов долларов!
 

М. В. Ломоносов: «Богатство российское Сибирью прирастать будет»

 
Уже тогда гениальный ученый М. В. Ломоносов понимал, сколь богат этот сибирский край.
 
Недавно французский публицист П. Рондьер, посетивший этот «медвежий угол», отмечал: «Необъятная, бескрайняя, богатейшая, многообещающая и вечно бурлящая земля… И тот, кто ничего не знает о ней, не знает будущего нашей планеты!«.
 
ЗОЛОТО. Наибольшую славу Сибири принес благородный желтый металл, уже более 100 лет добываемый в промышленных масштабах в таежных дебрях края. Разработка ведется дражным либо карьерным способами, причем, несмотря на жестокие морозы, круглый год. В зимнее время струей горячего пара растапливается речной лед, препятствующий промывке донного песка, А сама драга во время работы непрерывно извергает горячую воду, которая не дает затянуться полынье.
 
Золотодобывающая артель Забайкалья


 
ЧАРОИТ. Вблизи Чара найден неизвестного до того времени поделочный камень розово-фиолетового цвета, который назвали чароитом. Этот камень не обнаружен больше нигде на планете.
 
Чароит


 
НЕРУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ: графит (Ногинское месторождение), магнезит (Тальское и Кардакинское месторождения на Енисейском кряже), фосфорит (Иликтинское месторождение в Западном Забайкалье), корунд (Чайнытское месторождение в Становом хребте), каолин и горный хрусталь (Иркутское месторождение в бассейне Алдана), поделочные полудрагоценные камни, в частности лазурит (Забайкалье).
 
Горный хрусталь


 
РУДА. В Сибири обнаружены залежи полиметаллических руд и руд цветных металлов (молибдена, вольфрама, свинца, цинка, олова, мышьяка и т. д. Кроме Забайкалья месторождения цветных металлов выявлены в районе нижнего течения Енисея (медь, никель и др.).
 
НЕФТЬ И ГАЗ. К началу 1978 г. здесь были открыты 22 месторождения нефти и газа, но основные открытия еще впереди. Поэтому в последние годы фронт поисковых работ на нефть и газ здесь значительно расширился.
 
В Сибири много необычного. Не обошлось без сюрпризов и у газовиков. В Якутии исследователи впервые столкнулись со свойством природного горючего газа находиться в земной коре в твердом состоянии. Сейчас специалисты решают, как разрабатывать такие залежи и оценивать их запасы. В дальнейшем твердый газ может стать важным источником голубого топлива.
 

 
image028
 
УГОЛЬ. Наиболее крупный в пределах Сибирской платформы Ленский угольный басейн. Общая площадь его составляет 400000 км2, а запасы угля на 1955 г. оценивались в 2647 млрд. т. За последние 20 лет геологи разведали здесь новые залежи угля, и сейчас это один из богатейших бассейнов в мире. Мощность продуктивных пластов достигает 5-8 м.
 
Тунгусский угольный бассейн несколько уступает Ленскому, его запасы на 1955 г, оценивались в 1744 млрд. т. Местами уголь графитизирован.
 
На юго-западе Сибирской платформы располагается Канско-Ачинский угольный бассейн.
 
Общие запасы угля, в основном бурого, достигают 1220 млрд. т. Сейчас на базе этого бассейна ускоренными темпами формируется Канско-Ачинский энергетический комплекс. Не за горами то время, когда здесь вырастут тепловые электростанции и другие энергоемкие производства.
 

 

 
ЖЕЛЕЗО на Сибирской платформе обнаружено и разведуется в пяти железорудных бассейнах: Ангаро-Илимском, Среднеангарском, Ангаро-Катском, Ан-гаро-Питском и Южно-Алданском. Содержание железа в рудах до 45%, общие его запасы оцениваются величиной свыше 4 млрд. т. В западной части Забайкалья установлены месторождения магнетитовых руд в горном хребте Железный кряж. Аналогичные залежи железистых кварцитов известны в Восточном Саяне, на Енисейском кряже.
 
КАМЕННАЯ СОЛЬ раннекембрийского возраста, запасы которой практически неисчерпаемы, разрабатывается пока лишь в Иркутской области (Иркутский соленосный басейн.
 
АСБЕСТ. На севере Бурятии, в 18 км от стальной магистрали, открыто Молодежное месторождение асбеста. Полезное ископаемое лежит буквально на поверхности, поэтому добывать его можно самым дешевым карьерным способом. Эта кладовая редкостная: в асбесте очень высокое содержание текстильных волокон, длина которых достигает 12 мм.
 
МЕДЬ. Наибольшую славу Байкало-Амурской магистрали принесла удоканская медь. В средней своей части трасса проходит по живописной Чарской долине, окруженной Удоканским и Кодарским горными хребтами, отдельные пики которых поднимаются более чем на 3 км. Штольни вгрызаются в хребет более чем на 1,5 км — и всюду медь. Даже знаменитая Хозяйка медной горы по сравнению с Удоканом выглядела бы бедной родственницей.
 

 
ОБЛИЦОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Уникальные месторождения мрамора обнаружены на юго-востоке Новосибирской области. Наряду с белым, серым и вишнево-красным мрамором здесь обнаружена редчайшая его разновидность ярко-зеленого цвета. На территории нашей страны это единственное месторождение зеленого мрамора. По своим качествам он не уступает знаменитому итальянскому. Запасы месторождения составляют более 1,5 млн. м3.
 
Карта обнаруженных полезных ископаемых в доступных регионах  БАМа


 
Доля Забайкальского края в общероссийских разведанных запасах по основнымполезным ископаемым,%.
 

 
МИНЕРАЛЬНЫЕ ТЕРМАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ. В районе оз. Байкал обнаружено более 300 выходов подземной воды с повышенным содержанием минеральных солей и 23 целебных источника. Здесь же обнаружены и горячие ключи с температурой воды до +60 °С. Подобные термальные источники выявлены в долинах рек Верхняя Ангара, Чара, Олекма, Бысса, Бурея и их притоков.
 
Байкал является самым глубоководным озером в мире ( до 1642 м). Вода настолько чистая, что ее можно пить, находясь прямо на берегу.
 
Возраст озера 25—35 млн лет.
 
Запасы воды в Байкале гигантские — 23615,39 км³ (около 19% мировых запасов озерной пресной воды — во всех пресных озёрах мира содержится 123 тыс. км³ воды). В Байкале воды больше, чем во всех вместе взятых пяти Великих озёрах (Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио), и в 25 раз больше, чем в Ладожском озере[11].
 
Чистейшая и прозрачнейшая вода Байкала содержит так мало минеральных солей (96,7 мг/л[3]), что может использоваться вместо дистиллированной.
 
Байкал — взгляд из космоса


 

Сибирь – это молочные реки и кисельные берега будущего

 
Перечисление подземных кладовых вдоль Байкало-Амурской магистрали можно продолжить, но и сказанного достаточно для заключения о том, что капитальные вложения на строительство трассы окупятся с лихвой. Перед теми, кто будет осваивать здесь недра, стоит задача наиболее рационального, комплексного использования этих богатств. Геологи теперь не только ищут и разведуют новые месторождения, но и составляют каталог всех подземных кладов, которые подлежат использованию в народном хозяйстве.
 
На примере Сибири, и в частности на примере БАМ, стало очевидно, что практически все виды минерального сырья комплексные и требуют единой системы разработки, т. е. при эксплуатации основного вида полезного ископаемого в разработку должны вовлекаться и залежи попутного сырья.
 
В районе трассы БАМ будет создан Удоканский территориально-промышленный комплекс, в который войдут горно-обогатительный комбинат, медеплавильный завод, город Удокан и другие объекты.
 

Интересные ссылки о БАМе

 
О полезных ископаемых Дальнего Востока читайте здесь: http://iznedr.ru/books/item/f00/s00/z0000012/st020.shtml
Новейшие, горячие публикации о БАМе в «Комсомольской правде»: http://www.kp.ru/daily/bam2014
Иновационный дайджест. «Все самое интересное о железных дорогах»: http://www.rzd-expo.ru/history/construction/
 
Фотогаллереи о БАМе
 
Черно-белые:
 
http://www.design-warez.ru/32081-Retrofoto_BAM_CHast_2.html
http://abunda.ru/56537-baykalo-amurskaya-magistral-25-foto.html
http://sfw.so/1148858736-bam-kak-jeto-bylo….html
 
Цветные:
 
http://zhengwu.livejournal.com/161841.html
http://prikolisi.ru/interesnoe/9118-stroitelstvo-baykalo-amurskoy-magistrali-83-foto.html
Медаль “За строительство Байкало-Амурской магистрали”: http://sssr.online.ua/nagrady/115/medal-quotza-stroitelstvo-baykalo-amurskoymagistraliquot/
Монеты в честь БАМа: http://www.kp.ru/daily/26248.4/3128418/
 
История БАМа:
 
http://www.yaplakal.com/forum2/topic245775.html
http://bam.railways.ru/history.html
Лучшее в блогах про БАМ: http://www.liveinternet.ru/tags/%C1%C0%CC/
 
Видео о БАМе
 
Знаменитый фильм «Легенды БАМа» http://www.vesti.ru/videos/show/vid/202864/#/video/http%3A%2F%2Fcdn1.vesti.ru%2Fv%2F202864.flv
Фильм к 40-летию БАМа «В ожидании оттепели»: http://docfilms.pp.ua/news/bam_v_ozhidanii_ottepeli/2014-07-11-84.
4 видео о БАМе. Парфенов. «Canal+»:  http://kino-ussr.ru/forum/showtopic/15-baykalo-amurskaya-magistral-bam